Художники творческой династии Окс прочно занимают свое место в истории российского искусства с 20-х годов прошедшего ХХ века.
Ровесник этого века
Евгений Окс, родившийся,
выросший и учившийся в Петербурге, вступил в мир Творчества в революционной
Одессе в 1919 году. Первые шаги его в мире прекрасного были в области поэзии, с
которой он не расставался до конца своих дней. В круг изобразительного искусства
он вошел уже в Петрограде начала 1920-х, где всерьез начал учиться живописи.
Окончательно путь художника он выбрал после переезда в Москву и участия в первых
выставках, среди которых была и известная выставка группы "Н.О.Ж." (Нового
Общества Живописцев) 1924 года. В работах этого периода ученический реализм
близкого к Ренессансу толка сменяется влиянием постимпрессионистской "Парижской
школы", ищущей новый цветовой и пластический язык современной эмоционально
насыщенной изобразительной живописи, которому Евгений Окс был верен до
вынужденного периода молчания с конца 1930-х годов. Вновь вернуться к палитре и
кисти ему довелось только в 1945 - 46-м - 47-м гг. в месяцы летних отпусков,
которые группа живописцев-пейзажистов - его друзей проводила под Москвой в селе
Измалкове. В эти годы и затем в 1950-х - 60-х гг. художник отдал дань различным
версиям импрессионистской и постимпрессионистской техники от поэтического
реализма до растровых систем "разложения цвета", предложив несколько
перспективных путей развития живописи, оставшихся нереализованными из-за
практически абсолютного отсутствия выставок своих произведений и ограниченности
творческих контактов с другими мастерами кисти. В творчестве Евгения Окса
представлен главным образом городской лирический пейзаж - поэтически
преломленные образы старой Москвы и Подмосковья, есть немногочисленные портреты
и натюрморты. В последние годы он начал самостоятельную разработку темы
московских новостроек, создав ряд этюдов - эскизов потенциальных монументальных
работ.
Творчество Евгения Окса стало широко известным и пользоваться
признанием с начала 1990-х годов в результате первых выставок неизвестного
художественного наследия 1920-х - 1950-х годов.
Дочь Евгения Окса Людмила Окс занималась в основном театрально-декорационным искусством. Она работала в ряде провинциальных театров, а в 1960-х гг. вошла в первый круг художников телевидения, оформив несколько телевизионных спектаклей в Останкине и разработав эскизы к мультфильму-сказке "Свинопас" по Андерсену. В последние годы занимается публикацией литературного и художественного наследия своего отца, организацией выставок творческой династии.
Дочь Людмилы Окс Ольга Окс принадлежит к числу современных художников-экспрессионистов. Ее коллажи и графичные гуаши зазвучали в 1990-х и вскоре получили признание на ряде выставок в авторитетных галереях Москвы. Ольга Окс является активным участником объединений "Акваживопись" и "Коктебель - Кара-Даг". В акциях артистическо-литературного клуба-салона Анны Коротковой КАТИК (Клуб актеров театра и кино) раскрылся и ее артистический талант.
Работы художников представлены в ряде крупнейших музеев России и в частных коллекциях в России и за рубежом, систематически участвуют в выставках.