По Шингарю к Пустыне
(Грязовецкий р-н. Вологодской обл., ст.Вохтога).
Июль 2010 года под водительством Павла Дейнеки
После завершения работ в Раменье план экспедиции предполагал поход на родину одного из интереснейших церковных деятелей первой трети прошлого века — обновленческого митрополита Иннокентия (в миру - Александра Дмитриевича Пустынского, 1868-1937 ...). Как всегда, в России получается "как всегда": наша история - богатейший набор упущенных возможностей быстрого, прогрессивного и при этом доброго развития, причем упускаемых в пользу разнообразных опричнин.
Родившийся
в северной глубинке в затерянном среди непроходимых Шилегодских лесов, рано
осиротевший мальчик из духовного сословия поразил земляков страстью к учебе
прирожденным талантом. Это было время еще нерепрессировавшихся меценатов: с
помощью деревенского мира и зажиточных односельчан он поступил в семинарию,
затем - в духовную Академию, защитил богословскую диссертацию, преподавал,
выступал с яркими проповедями, научно изучал опыт проповедничества -
"пастырского богословия" своего времени, занимал все более высокие
церковно-просветительские должности, стал настоятелем Кремлевского Чудова
монастыря и с кремлевской неизбежностью стал общаться с сильными мира сего.
Проповедник, духовный писатель, эрудированный и самостоятельно мыслящий богослов
все-таки плохо укладывался в рамки бюрократизированной синодальной системы
управления Церковью. Начало его церковно-административной карьеры было связано с
работой в духовной цензуре; в 1899 году в связи с нарастанием влияния
толстовства и подготовкой отлучения Льва Толстого от церкви Синод начал
перемещать сторонников миссионерства, проповедников и полемистов на менее
ответственные посты, хоть формально и более высокие. Иннокентий стал настоятелем
монастыря в Первопрестольной, а затем был отправлен за тридевять земель, в
Русскую Америку в подчинение к епископу Тихону, будущему Патриарху
постсинодальной Церкви. По возвращении в Россию вскоре после заключения
Портсмутского мира он остался в "глубинке" - там, где было необходимо слово
проповедника для противостояния язычеству и ламаизму в Сибири и исламу в
Туркестане.
В 1917-1918 годах Архиепископ Иннокентий был активным
участником Поместного Собора, имел неплохие шансы на выдвижение своей
кандидатуры на возрождаемый пост Патриарха, если бы не интриги готовившей Собор
синодально-ориентированной церковной иерархии, назначившей его Секретарем
Собора, несомненно, принял бы участие в выборах... После избрания Патриархом
своего начальника в Америке, архиепископа Тихона, вернулся в Туркестан, пытался
искать способы взаимодействия с новой, атеистической властью, организовывал
церковную жизнь на основе не администрирования, а личной веры (с его
благословения начался церковный путь будущего епископа Луки, в миру -
выдающегося хирурга Войно-Ясенецкого). В 1923 году по требованию светских
властей покинул Туркестан, предложил свои услуги возникшему тогда же
Обновленческому течению в православии, попытался эмигрировать в помнившие его
Соединенные Штаты и в ожидании решения своей судьбы уехал служить в родную
Пустыню.
Эмиграция не состоялась, с 1924 года Иннокентий занимает ряд
митрополий в Обновленчестве, предлагая программу духовно-просветительной и
духовно-воспитательной работы Церкви, не без оснований ожидает занятия в
Обновленчестве высшего поста. В 1929 году в накалившейся обстановке в связи с
развертыванием принудительной коллективизации снова уезжает в Пустыню, на этот
раз - из Киева. Здесь он служит в местной церкви, сохранившейся до наших дней. В
1931 году его снова приглашают на митрополичий пост, в Архангельск, где он,
помимо церковных обязанностей, выполняет и поручения Наркомата внешней торговли
по налаживанию связей с американскими моряками и торговыми агентами. Здесь же
начинается и его крестный путь - арестов, обвинений, ссылок, завершившийся
расстрелом в 1937 году.
Память о митрополите Иннокентии вернулась в 1990-х годах усилиями А.С.Хайретдиновой, организовавшей в селе Кирпичном, ближайшем к Пустыне оставшемся жилым населенным пунктом, посвященный ему Музей и выпустившей по материалам этого музея книгу памяти митрополита. В связи с участием в работе над этой книгой (выпушего второе, расширенное ее издание) предпринята и эта экспедиция.
Приношу искреннюю благодарность корреспонденту радио "голос России" Асие Сафановне Хайретдиновой, титаническим трудом вернувшей нам имя некогда вычеркнутого из жизни и истории митрополита Иннокентия, за возможность познакомиться с судьбой действительно замечательного соотечественника и оказаться в своеобразном "поле" его духовного наследия: именно с подачи Асии Сафановны мы вышли на круг памятников и посвящающих им себя людей в этом красивейшем уголке Вологодчины - мы работали в Васильевке и в Раменье; много лет назад для сбора научных иллюстраций к ее книге о митрополите Иннокентии была задумана эта экспедиция на его опустевшую родину, в деревню, где он родился и вырос, куда возвращался из вольных и невольных дальних странствий, к храму, в котором он, влиятельный архиепископ и впоследствии митрополит, служил простым сельским батюшкой и после ареста в которой начался его крестный путь. Вот теперь попытка добраться до Пустыни частично состоялась. Надеемся и на "полный" бросок сюда через год.
Сборы в дорогу начались рано утром в Вохтоге в доме о.Иоанна.
Хоть в дороге кроме леших и водяных никого не ожидается, внешность - прежде всего!
На платформе местной линии. Мы, рюкзаки и наш сувенир Музею митрополита.
Места в кабине мотовоза - единственного транспорта туда.
Плетеные сани начала ХХ века, чудом найденные в Буе среди ненужных и немемориальных еще вещей. Теперь они водворятся в Музее в Кирпичном.
Поселок Восья, в котором нет автотранспорта, поскольку нет дороги. Трактор для лесхоза сюда привезли некогда на платформе мотовоза специальным рейсом.
Раньше на ветвях сидели русалки, ныне - ящик; он, правда, тоже Змий, но голубой...
Вешки по краям тропы - они видны и сквозь зимние заносы.
Природная скульптура в темнохвойном примонзенском лесу.
Там, в глубоком урочище - река Монза.
Село Кирпичное на Монзе, в котором нет ни одного кирпичного сооружения, - наша полуцель: здесь устроен Музей памяти митрополита Иннокентия.
Через Монзу - вброд и с радостью-то какой!
... и в Кирпичном когда-то был сельмаг при дороге...
Привал-переобув-перекус на практически бывшей дороге.
В поисках сухопутной дороги на Пустыню. Впереди Ужасный мостик.
В одном из домов - Музей памяти митрополита Иннокентия.
Раскинулась Монза широко, даже обмелевшая!
Тот конец деревни... . Где-то там начинается тропа.
Ужасный мостик из неведомо как попавших сюда двух железнодорожных платформ.
Была крестьянская усадьба...
.
Вот он, музей! Обходим его вокруг.
Бывшие дома напротив...
Ужасный мостик с его кострищами во всей красе.
Малина по пути к Шингарю.
Шингарь! - вброд готовы!.
В Шингарь первый - пошел!.
В воде весь отряд.
Пешком яко посуху.
А вода, чем далее, становилась прекраснее!
Дывитеся, москали, чюдному Шилегодскому лесу!
Первый привал на воде.
Энергии вдоволь!
... и грязных ног тоже...
Только вперед!
Пройденная часть пути.
Бобровая плотина в натуре.
На первую стоянку!
Бобровая работа.
Кто-то перед нами забыл здесь свою шкуру.
Вкусноядение наше и нас комарами...
Вокруг стоянки на водопоях полно свежих следов ее четвероногих аборигенов.
След весеннего урагана - бурелом.
Кабанчик, однако!.
А это - рысь...
Водопой.
Это не собака, а ее дикий родственник...
А рысь-то с котеночком!.
За поворотом - завал через все русло.
Готовимся к броску второго дня.
Первый завал позади.
Пляжик для дневного привала.
Еловый колючий бурелом.
В этой воде можно открывать глаза.
Рыбы не хотят позировать...
Пляж и потенциальная стоянка на последующие экскурсии в Пустыню - очень красивое место!
Память о весеннем паводке.
А вот эта мелюзга от объектива не ушла!
Стрекоза.
Зарастающие былые сенокосы на полдороге к Пустыне.
А рысь с котеночком ведь идут впереди нас...
Очередные ворота в Пустыню.
Ой, и топкий же этот островок!
Вторая бобровая плотина : она-то и способствовала образованию нескольких глубоких омутов, положивших конец бродному пути. Здесь мы разбили вторую стоянку и отправились на разведку сухотропного пути сквозь крапивы и завалы. Вот здесь Хвостатый и сказал нам "Стоп!"...
Выброс на берег.
Разуваемся...
Отдых перед вытаптыванием крапивы для становища.
Топкое место искупало и до и выше пояса - сушимся.
Стоянка в крапивах.
Фото разведчиков пути. Время - 23.10; Вот он, край Пустынского оазиса! Но дальше тропа угасает в некошеной траве. До Пустыни 6 км. за лес.
У этого столба босоногая разведка повернула назад. Возврат к GPS-отметке лагеря был в темноте, наощупь, частью вброд. Завалы и омуты проходили с добросовестным матом. Кадров больше не делали: фотоаппарат искупался, а телефон берег заряд для навигатора, а вспышка прожорлива...
Экспедиция снова в сборе. В 16 часов потерявшаяся часть разведки (на заднем плане) прибыла в лагерь, но за спасателями уже на всякий случай было послано...
Небо оплакивает поворот назад...
Спасательный отряд прибыл и искренне рад, что его помощь не понадобилась.
Та часть сухопутной дороги, где уже нет серьезных завалов.
Станция мотовоза.
Ждем поезд.
В Вохтогу!
А вот куда мы стремились; сюда дошел лишь один из нас, шедший самостоятельно другим путем и несколькими днями ранее - до 20-минутного урагана в четверг, который положил деревья на деревья до 7-метровой высоты и 300-метровой длины завалов и сделал эту дорогу непроходимой: возврат был тоже вброд по Шингарю. Вот она, заветная церковь в Пустыне, где служил митрополит Иннокентий в 1924-1926 и 1929-1931 годах. Надеемся, что на следующий год путь будет пройден, и на странице "Шингарь-2011" будут еще фотографии из этого заветного оазиса.
Фото Атрема
Проводник Андрей из Восьи.
Керосиновый фонарь или церковных времен или наших предшественников: "лампочки Ильича" светили в оазисе после войны и до запустения лет пятнадцать назад; до и после - лучины, свечи, фонари и т.д. ...
Вот и все по 2010 года июль...